Вт. Авг 20th, 2019

Почему американцы плакали в Большом театре

Почему американцы плакали в Большом театре

Вокруг Большого театра России — свои особенные интриги.

Преданные зрители, фанаты и критики всегда в тонусе и готовы подробно обсуждать новые кадровые решения и премьеры.

Сейчас самая обсуждаемая работа Большого — «Евгений Онегин» (режиссер-постановщик Евгений Арье, дирижер-постановщик Туган Сохиев, сценограф Семен Пастух, костюмы — Галина Соловьева, свет — Дамир Исмагилов).

Перед премьерой на спектакль обрушилась такая волна критики, что те, кто все это прочитал, наверное, заранее пожалели о потраченных деньгах (билеты, кстати, достаточно дорогие: десять тысяч рублей за места в партере).

Критикам нового «Онегина» все было не так: трава слишком зеленая и пластиковая, занавески — стандартно белые и точно дешевые (уж критики знают!), крестьяне на празднике — почему-то в красном и все румяные, медведь дирижирует (и за него кому-то так же стыдно, как за Ельцина в 94-м). И вообще, зачем он там вновь появляется — и с первого раза всем понятно, что это отсыл к вещему сну Татьяны у Пушкина (чего у Чайковского не было).

Почему американцы плакали в Большом театре

Опера Евгений Онегин в Большом театре
© Фото : Фото Дамира Юсупова/ Большой театр

Опера «Евгений Онегин» в Большом театре
Костюмы, кажется, из синтетики (те, что разных цветов на приеме у Лариной, а лаконично-синие — это уж совсем никуда не годится: хотя бы потому, что предсказуемый контраст между деревней и холодным Петербургом — надо было что-то поизысканнее придумать!). Да еще люстра… ну штамп на штампе же — и вот эта люстра в столице, и медведь в деревне, и Татьяна в очках.

А еще предсказуемо падает снег, Онегин предсказуемо убивает Ленского на дуэли, причем почему-то не из ружья (как в Метрополитен-опера) или не во время драки (как в предыдущей постановке Большого).
Татьяна Ларина в третьем действии предсказуемо эффектна, ну точно как в мыльной опере: там тоже обычно сначала очки, мечты, а потом расцвет и замуж. А где малиновый берет? Его — как раз неожиданно — нет, но это тоже плохо.


Опера Евгений Онегин в Большом театре
© Фото : Дамира Юсупова/ Большой театр

А еще нет цельности, все слишком ярко (или, наоборот, недостаточно роскошно для Большого), какой-то балаган или водевиль в массовых сценах, голосов порой не слышно (это, кстати, правда), оркестр — в разных версиях критиков — играет то великолепно (и спасает всю оперу), то подчеркнуто равнодушно, и тогда всех спасают Онегин с Ленским. Так нельзя, стыдно за театр и за Россию, ведь все это иностранцы видят: и медведя, и лошадь, и козла, и еще этих гусей, которых все давно обсуждают.
Правда, гусей вроде в целом постановщикам простили — но только гусей!

Как после подобных рецензий критиков и отзывов критиканов признаться, что постановка Евгения Арье может понравиться? Что она интересная, порой ироничная, яркая, запоминающаяся и да — страшно сказать: достойна сцены Большого?
Что все это точно не провинциальный театр, потому как классический «Онегин» в провинции выглядит, к примеру вот так:

А, допустим, те же деревенские сцены, но в питерской постановке, могут быть наполнены бутафорскими яблоками.
Ярмарочный медведь у Арье, балаган с песнями-плясками и иногда падающими на пол участниками действа — это как-то странно для разудалого деревенского праздника урожая на Руси? Нет же — и не такое бывало, спасибо, что не подрались на сцене в пьяном угаре (хотя было бы реалистично).
Когда-то в Венской опере, правда, деревенские персонажи «Онегина» были одеты во все сине-серое: то ли в лагерную робу, то ли в офисные костюмы — но это же не наш путь.

Почему американцы плакали в Большом театре
© Фото : Дамира Юсупова/ Большой театр

Матушка-Ларина, опрокидывающая в деревенской глуши рюмку-другую, — это моветон для России? Полноте (пересмотрите, к примеру, версию Метрополитен-опера: там даже Онегин с Татьяной пьют наливку — обычное дело).
Гуси? С ними вроде бы разобрались: мило и смешно.
Бал у Лариной — красивые монохромные костюмы разных цветов, все краски лета: зеленые, розовые, голубые, сиреневые и много еще какие — стильно и ярко. Француз Трике — водевильный персонаж, развлекающий гостей на приеме, — это нормально же, нет? Хотя бывает и такая трактовка к примеру:

Претензий к сцене дуэли Онегина-Ленского вообще не должно быть: все аккуратно и в меру драматично.
Ну а в третьем действии в Петербурге на балу танцуют марионетки. Холодно-синие цвета, глянцевый темный пол, графичные стоп-кадры — действительно эффектные сцены.
И финал почему-то не удивил: все как у Пушкина и Чайковского. Совпадение? Не думаю.
За всем этим было действительно интересно наблюдать и потом мысленно возвращаться. «Онегин» Евгения Арье — одна из немногих, пожалуй, постановок, от которых остается не только общее впечатление (от музыки, исполнения прежде всего), но и яркие визуальные воспоминания.

Удивительно, но создателей новой постановки критиковали и за то, что в ней не было «ничего нового», и за то, что покусились на святое — классику Пушкина-Чайковского и превратили все в условный Фридрихштадтпаласт.
На самом же деле в опере появились легко считываемые символы, понятные многим образованным зрителям, — к примеру живопись французских импрессионистов или Петрова-Водкина (когда все в красном), или Рене Магритта (третье действие).
Стилистических ассоциаций в постановке немало, авторы аккуратно следуют за либретто (никакого эпатажа ради эпатажа), и шедевру Чайковского это только на пользу — если речь идет именно о сценическом его воплощении, причем 140 лет спустя, когда изменились и культурные коды, и количество поглощаемой ежедневно информации, и восприятие времени (кстати, опера, напомню, длится более трех часов).

Пока критиканы критикуют — зрители голосуют рублем. На премьерные дни «Евгения Онегина» билеты были проданы, сидящие в зале сопереживали артистам, это было видно и слышно (американки рядом со мной вообще плакали во время сцены дуэли), аплодисменты и овации, восторженные отзывы (достаточно ввести несколько релевантных хештегов в разных соцсетях).
В результате зритель доволен, а ведь именно его в первую очередь, а не только и не столько критиков-эстетов пытается завоевать современный оперный театр. В случае с премьерой нового «Онегина» Большому это, кажется, удалось.

Автор: Анастасия Мельникова

НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ

«Je ne suis pas mon travail»: Robert Downey jr s’est exprimé pour la première fois de sa vie après une Finale»
«Je ne suis pas mon travail»: Robert Downey jr s'est exprimé pour la première fois de sa vie après une Finale» Après la sortie de» Final", peut-être le dernier film de Marvel mettant en vedette Robert ...
In Barnaul arrested a teacher who abused children in the garden
In Barnaul arrested a teacher who abused children in the garden In Barnaul arrested a teacher who abused the wards in kindergarten. On these shots it is visible that the woman, without ceremony, throws boys and ...
By 2021, more than 40% of organizations will use AI and machine learning to combat fraud.
By 2021, more than 40% of organizations will use AI and machine learning to combat fraud. In just two years, artificial intelligence and machine learning will be used to counter fraud three times as often as ...
Закон о фотофиксации техосмотра принят
Закон о фотофиксации техосмотра принят окончательно. Автор: Татьяна Замахина Процесс прохождения техосмотра будут фиксировать на фото, а сама диагностическая карта станет электронной. Закон о борьбе с нарушениями в сфере осмотра автомобилей принят окончательно. Усиленный контроль над ТО позволит ...
Jobs, graphique, 10 milliards: 40 faits pour le 40e anniversaire de Pixar
Jobs, graphique, 10 milliards: 40 faits pour le 40e anniversaire de Pixar L'histoire de Pixar a commencé en 1979 à San Francisco. C'était une division dans le cadre de la division informatique de Lucasfilm sous le ...
Huawei забанили в гугле, и это только начало
Huawei забанили в гугле Автор: Ирина Алкснис Соединенные Штаты вывели противостояние с Китаем на новый виток, внеся Huawei и 70 его подразделений в черный список за "деятельность, противоречащую национальной безопасности". Как известно, вследствие этого американские IT-компании, такие ...

1 thought on “Почему американцы плакали в Большом театре

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.

Яндекс.Метрика